Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие лексических навыков на уроке английского языка в начальной школе

В своем блоге я хотела бы структурировать свои знания, опыт, наработки, дополнительные материалы и Интернет-ресурсы, которые помогают моим ученикам начальной школы с успехом развивать лексические навыки.

Сначала немного теории.

В соответствии с планируемыми результатами изучения ИЯ, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,  «обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультур­ного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овла­дения иностранным языком».

Процесс обучения ИЯ предусматривает развитие следующих коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения и письма, а также развитие необходимых лексических, грамматических, фонетических и графических навыков.

Я бы хотела остановиться на лексической стороне иноязычной речи. Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения

выпускник начальной школы научится:

        • узнавать в письменном и устном тексте изученные лек­сические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;

        • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учеб­ной задачей;

        • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

        Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

        • узнавать простые словообразовательные элементы;

        • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Что же такое лексический навык? Лексический навык есть способность автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения) (Миньяр-Белоручев Р.К.). Лексических навыков нет без лексики. Лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами, т.е. словами, устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами.

Формирование лексического навыка проходит 3 этапа: ознакомление, тренировку и речевую практику.


Этап 1. Введение и семантизация лексики.

Самым важным на первом этапе является введение и семантизация лексики. Рассмотрим на практике, как же можно ознакомить учащихся с новыми лексическими единицами и раскрыть значение этих единиц.

С одной стороны изучение длинных списков слов для учащихся является очень утомительным и нудным занятием. С другой стороны, перевод иностранного слова на родной язык тоже не всегда является эффективным. Мы должны помочь ребенку начать думать на иностранном языке с самого начала изучения ИЯ. Как же ввести новые слова, не прибегая к переводу или заучиванию списка слов?

Существует несколько способов:

1.      Указывание на предмет. Этот способ очень хорошо используется на начальном этапе обучение. Учитель показывает учащимся иллюстрации или флэшкарточки и указывает на предметы, с которыми хотел бы ознакомить учащихся. Можно также использовать постеры, презентации или другие компьютерные средства, которые представляют иллюстрации в электронном формате, например, банк картинок различных сервисов: Google, Yandex. Способ указывания на предмет хорошо работает в основном с существительными, но не со всеми. Очень трудно объяснить и показать на картинке какое-то абстрактное существительное. Хотя с другими группами предметов, например, одежда, продукты, виды спорта, транспорт, животные, этот способ реализуется без проблем. С помощью картинок также можно ввести названия цветов (красный, зеленый, желтый),  действий и некоторых прилагательных (например, выражения лица – грустное, веселое). Этот способ введения лексики  наиболее эффективен для учащихся-визуалов, для которых ведущим является зрительный канал восприятия.

 

 

2.      Подстановка, т.е. замена нового незнакомого иноязычного слова другим, уже известным учащимся. Эта технология хорошо работает на всех уровнях обучения и помогает знакомить учащихся с такими понятиями или идеями, которые нельзя просто так увидеть или потрогать, например, какие-то абстрактные понятия. Существует несколько видов подстановки:

- синонимы – мы заменяем новое для учащихся слово на уже знакомое им и близкое по смыслу к новому. (big - large)

- антонимы – новое слово заменяется противоположным по смыслу и уже известным ученику словом. (small - not big)

Подстановка очень хорошо помогает знакомиться с фразовыми глаголами, которые обычно имеют эквиваленты, состоящие из одного слова (give up doing smth. - stop doing smth.). При работе с лексикой этим способом необходимо быть очень внимательным и убедиться, что учащиеся правильно поняли значение новых слов, объясненных с помощью синонимов и антонимов.

 

3.      Называние, или описание. Используя эту технологию введения новой лексики, мы описываем какую-то ситуацию или понятие на иностранном языке, а потом называем это одним новым словом.

 

Предыдущие два способа больше предназначены для аудиалов, у которых ведущим каналом восприятия является слуховой.

 

4.       Мимика и физическая активность. Этот способ введения новых лексических единиц более приемлем для кинестетиков (ведущий канал – двигательный) и очень хорошо работает на начальном этапе обучения детей. Таким способом можно замечательно вводить названия частей тела (This is my hand!), действий (I can jump! Im reading now) и повелительное наклонение глаголов (просьб и команд) (Take that chair!). Главным преимуществом этого способа является то, что наряду с основной задачей введения новых понятий учащиеся могут активно подвигаться на уроке, что является одним из главным условий здоровьесберегающих технологий.

5.      И, наконец, еще один способ введения новых лексических единиц – это использование предметов окружающего пространства, объектов реального мира. Эта технология тоже очень эффективна на уроках в начальной школе и повышает мотивацию учащихся. Для ознакомления маленьких учеников с новыми понятиями можно использовать:

- географические карты     

- посуду и столовые приборы

- игрушечные фрукты и овощи, транспорт,

мебель для кукол, и т.д.

- различные предметы декораций к различным праздникам (Рождество, Пасха, Масленица).


Существует множество путей решения проблемы введения и семантизации новых лексичеких единиц, не прибегая к переводу, и нужно дать учащимся шанс воспользоваться этими возможностями.


Этап 2. Тренировка в использовании лексических единиц.

Тренировка при формировании лексических навыков имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение. Существует множество способов, упражнений и лексических игр, которые мы можем использовать на уроке для тренировки новой лексики. Рассмотрим некоторые из них:

1.      Бинго (или лото)одна из самых популярных игр, которые используют учителя на уроках ИЯ. Для маленьких учеников можно сделать карты бинго с иллюстрациями и называть их. Для тех, кто умеет читать, можно сделать наоборот: написать на картах бинго названия предметов, а сами предметы показывать на флэшкартах. Для подростков и взрослых можно сделать карты с определениями слов, и называть дефиниции, или наоборот.

2.      Упражнение на нахождение соответствий (Matching) – еще  один тип упражнений с бесграничными возможностями. Ученики могут подбирать синонимы и антонимы, слово и его определение, картинку и ее название.

3.       Упражнение на заполнение пропусков (Fill in the blanks) – прекрасное упражнение для тренировки в использовании лексики. Ученики получают лист бумаги с упражнением – это может быть описание, слова песни, письмо или короткий рассказ  с пропусками, которые нужно заполнить словами из банка слов, данного здесь же. 


Этап 3. Речевая практика.

После введения новой лексики и ее тренировки наступает время для продуктивного использования учащимися нового материала в своей речи. Какие же задания мы можем использовать на данном этапе. Вот примеры таких упражнений:

1.      Описания.  Для подготовки данного упражнения у учителя есть огромный выбор материалов: учащиеся могут описывать фотографию из журнала или рассказать о своем недавнем путешествии, сочинить рассказ или описать внешность своего нового друга, используя новую лексику. Этот вид упражнений мы используем как в устной, так и в письменной речи.

2.      Догадайся, о чем я думаю! Это игра с использованием элемента описания. Учащийся использует новую лексику для описания того, о чем он думает, а другие учащиеся должны догадаться и ответить на вопрос, о чем же рассказал ведущий. Или игра наоборот – ведущий своими словами объясняет новое понятие или описывает предмет, а игроки используют новую лексику, чтобы ответить.

3.      Карты памяти. Это упражнение для продуктивного использования лексики по какой-то теме. Например, выбираем тему «Погода». Пишем слово на доске и обводим его в круг. Рисуем лучи от круга, и на конце каждого луча мы будем писать слова по теме «Погода», которые мы услышим от наших учеников. Таким образом, у нас создается банк новых слов и понятий по определенной теме.

В заключении хотелось бы напомнить, что самым эффективным будет смешанный стиль работы над развитием лексических навыков в начальной школе. Необходимо использовать весь спектр знаний, чтобы наиболее продуктивно и интересно проводить знакомство, семантизацию и тренировку новой лексики, разнообразные игры и упражнения для использования новых лексических единиц в речи. 

 

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обучения второго поколения.

2.      В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова и др. Рабочая программа по английскому языку. 2-4 классы

3.      Р.К.Миньяр-Белоручев. Методика обучения французскому языку.


Категория: Мои статьи | Добавил: InnaMak (11.03.2013) | Автор: И.В.Маковлева
Просмотров: 10289 | Теги: лексика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: